«Чему я учу Алину? Улыбаться!» [ Читать далее → ]

 «Чему я учу Алину? Улыбаться!»

В начале года мы рассказывали об институте наставничества для подростков из детских домов и о том, как это важно, чтобы в жизни тинейджера был взрослый, которому он может доверять. Писали мы и о 15-летней Алине, мечтавшей стать ветеринаром, которая искала такого наставника. И она его нашла!

«Сразу захотелось её защитить»

Точнее, не его, а её — адвоката Татьяну Брандт. Жительница Рыбновского района заинтересовалась институтом наставничества в марте этого года. И признаётся, что Алина тронула её с первого взгляда.

— Я только посмотрела на неё — и подумала: «Да она ведь такая же, как моя дочка!» — вспоминает Татьяна Сергеевна. — И сразу захотелось её защитить.

Сначала встречи моей собеседницы и девочки-подростка проходили только в стенах детского дома — просто беседы за чашкой чая. Потом Татьяна Сергеевна пригласила Алину в кино, затем — к себе домой. Сейчас их отношения уже оформлены официально, и девочка проводит у своей наставницы выходные.

Дочери Татьяны Сергеевны, Насте, 17 лет, она учится на третьем курсе колледжа. К изумлению окружающих, оказалось, что девочки очень похожи — и по характеру, и даже внешне.

— Сначала умер мой муж, потом — мама, и мы с Настей остались одни. Наверное, это одна из причин, почему идея наставничества меня зацепила, — признаётся Татьяна Сергеевна. — Настя сначала немного тревожилась: мне кажется, она опасалась, что другой ребёнок окажется лучше неё. И некоторое время после знакомства девчонки немного соперничали. Но мы миновали этот период. Девочки подружились, сейчас даже называют друг друга сестрёнками.

Всюду вместе

Чтобы сдружить Настю и Алину, Татьяна Сергеевна использовала в том числе методы трудового воспитания. Вместе сходить в магазин, приготовить обед, покрасить забор — такие задания на выходной получали девочки, а пока справлялись с ними, лучше узнавали друг друга. В августе Татьяна Сергеевна учила их, как солить огурцы и закатывать банки на зиму, — не у каждого подростка из благополучной семьи есть такой опыт! Но и без совместного отдыха — никуда: летом наставница возила девочек купаться, на областные фестивали и праздники.

— Интересно наблюдать, как они меняются, — говорит Татьяна Сергеевна. — Я узнала, что многие дети из детдомов заранее уверены, что их не примут, что к ним будут относиться с предубеждением, что они какие-то «не такие». Алина сначала была очень зажатой, даже нелюдимой. Если ко мне приходили гости, отказывалась выходить из комнаты из страха, что о ней люди подумают. Я не настаивала, но убеждала: у нас весело и интересно — выйди, посмотри! В первый раз, когда Алина вышла во двор, где мои друзья жарили шашлыки, она больше молчала. Но время шло… Сейчас её уговаривать не надо: сама выйдет, с каждым поговорит, всё о своих делах расскажет! И Настя тоже меняется. Для неё, единственного ребёнка, в новинку о ком-то заботиться. И мне нравится, что она это делает.

Наставник — громкое слово, которое подразумевает, что он должен чему-то научить своего подопечного.

— Чему я учу Алину? — Татьяна Сергеевна задумывается. — Улыбаться! Когда мы познакомились, она почти этого не делала. Как и многим подросткам, тем более из детского дома, ей было свойственно воспринимать мир в негативном свете. Она была убеждена, что все настроены против неё. У Алины трудная судьба, а в таком юном возрасте это не способствует философскому взгляду на жизнь. Она любила говорить, что животные лучше людей: не предадут и т. д. Такая точка зрения сейчас в моде. Я пытаюсь донести до Алины, что хотя мир действительно бывает несправедлив — и учитель не всегда прав, и друг иногда ведёт себя эгоистично, и обидеть могут на пустом месте, — это происходит вовсе не потому, что люди враждебно настроены к ней лично: просто у них свои проблемы и невзгоды, которыми и заняты все их мысли, они просто не задумываются, что могут кого-то ранить. Нельзя тратить свою жизнь на негатив и мрачные размышления — надо улыбаться!

«Зачем тебе это?»

Уроки явно усвоены: Алина входит в кабинет, где мы беседуем, с улыбкой на лице.

— Татьяна Сергеевна подарила мне щенка на день рождения! — радостно сообщает она с порога.

Скоро я знаю про этого щенка всё — и не только про него, но и про других кандидатов, претендовавших на его место. Алина сияет: теперь по выходным её будет дожидаться чихуахуа Макс. Девочка, правда, и тревожится тоже: надо же его воспитывать, чтобы хорошо вёл себя всю неделю… Потом Алина хвастается, что с новыми причёсками они с Настей стали совсем похожи — их даже путают иногда! А ещё сетует, что очень занята: 10-й класс, уроки да уроки, но она всё понимает: если хочет стать ветеринаром, надо заниматься… Татьяна Сергеевна улыбается: эти проблемы Алины ей хорошо известны — как и другие, куда более личные и серьёзные.

— Я прекрасно помню, как это тяжело — быть подростком, — признаётся она. — У меня в возрасте Алины не складывались отношения с матерью. Я была трудным подростком. Меня спасла добрым, понимающим отношением и тактичными советами вторая жена моего отца — даже не знаю, как бы сложилась моя судьба без её участия. И мне бы очень хотелось сделать для кого-то то же, что эта женщина сделала для меня — в том возрасте, когда так легко наделать глупостей… Со всех сторон я слышу вопросы: «Зачем тебе это?» Обычная реакция людей — недоумение. Мне это кажется странным. У меня появился ещё один член семьи, с которым мне интересно. Я полюбила Алину, и надеюсь, что она тоже меня любит.

 Куратор проекта наставничества Ирина Шкаликова:

— Когда мы познакомили Татьяну и Алину, они проговорили часа два — я была удивлена: прежде из девочки было трудно и слово выманить. Мы внимательно следили за развитием их отношений. Радовало, что Татьяна не пыталась купить расположение девочки: она не обещала ей, что они будут часто ходить в кино, кафе и т. п. У неё свой дом, и Алина с Настей вместе помогают ей на участке. В своей комнате у Татьяны наша воспитанница поддерживает порядок сама, они даже вместе клеили обои. Это очень важно — показать подростку, из чего состоит повседневная жизнь. Перемены, которые мы наблюдаем в Алине, безусловно, со знаком плюс. Она раскрылась, стала высказывать своё мнение, начала за собой ухаживать, ещё лучше учиться. А на 1 сентября Алина была ведущей праздника — прежде никто и подумать о такой возможности не мог! Отношения Алины и Татьяны доказывают необходимость института наставничества, и мы надеемся, что таких позитивных примеров будет всё больше.