Программа «Особое детство»

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
(Калиман Наталья Адамовна)

Природа щедро наделила каждого ребенка возможностью расти и развиваться. Дети, имеющие особенности здоровья и развития, на протяжении всей жизни развиваются независимо от степени тяжести дефекта. Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Природа так сотворила все живое на Земле, сделала все неповторимым: растения, животные, люди, никогда не найти идентичных. И все, что рождается, должно жить, жить и развиваться в природе и в обществе. Мы стараемся сделать их особенность привычной и обыденной в обществе, а они превращают нашу обыденность в особый мир…другой,  не менее прекрасный.

Наша программа направлена на развитие жизненно важных навыков и улучшение качества жизни детей, имеющих особые потребности.

Наши подопечные – семьи с детьми и дети, воспитывающиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие особенности здоровья и развития.

Принципы программы:

  • Ребенок нуждается не в мероприятиях, а в регулярных занятиях.
  • Дети с разными возможностями — с нарушениями и без таковых — должны жить и взаимодействовать в едином социальном пространстве.
  • Не обучаемых детей не бывает! Все дети имеют право на образование.
  • Залог успешной помощи ребенку — понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства.
  • Только воспитание в семье дает ребенку максимально развить свои возможности. Если по каким-то причинам это невозможно, это может быть воспитание в приемной семье, в крайнем случае – в учреждении семейного типа.

Задачи  программы:

  • Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей с особенностями здоровья и развития в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей  и других форм самореализации.
  • Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с особенностями развития, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей.
  • Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям с особенностями здоровья и развития.
  • Формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей содействия их социальной включенности.

Мы реализуем проект «ПОРТАЖ» — методика, предназначена для индивидуальной работы с детьми, имеющими психофизические нарушения. Позволяет ребенку приобретать и развивать жизненно важные навыки в таких областях, как стимуляция младенца, самообслуживание, социализация, двигательная активность, познание и речевая деятельность.

Модель «Портаж» (англ. “Portage”) успешно используется с начала 70-х годов в разных странах мира для оказания ранней помощи на дому детям с особыми потребностями. В России она была апробирована в Рязани и Елатьме (Рязанская область), начиная с 2005 года, для социальной адаптации и реабилитации детей с проблемами в развитии. Опыт этой работы вошел в опубликованный Национальным фондом развития здравоохранения в 2012 году «Каталог лучших социальных практик России».

Методика позволяет «особым» детям кардинально улучшить свои двигательные, коммуникативные навыки, стать более самостоятельными, общительными, способными познавать окружающий мир, успешно развиваться, что в итоге приведет к улучшению качества жизни каждого ребенка. Занятия проходят в форме индивидуальной работы с каждым ребенком.

Наша деятельность направлена на содействие социальной адаптации детей с ограниченными возможностями: воспитанников сиротских учреждений и детей, живущих с родителями.

Наши подопечные приобретали приемные семьи, переходили в коррекционные учреждения, а не в систему социального обеспечения. Дети стали  активными, самостоятельными и жизнерадостными.

Дети, воспитывающиеся в семьях, имеют больший шанс остаться с родителями, а также подготовиться к посещению коррекционных  детских садов и начать учебу по школьной программе. Семьи начинают активно участвовать в воспитании и обучении своего “особого” ребенка, и все наши подопечные, ребята с нарушениями в развитии, чувствуют тепло и любовь взрослых и испытывают радость от жизни и от собственных  малых побед в ней, приобретая шаг за шагом новые навыки.

Новости программы:

Результаты программы на декабрь 2019 года:

  • 13 детей улучшили качество жизни
  • 295 новых навыков приобретено
  • 420 индивидуальных развивающих занятий проведено