Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Закончился и наш проект корпоративного наставничества для подростков социально-уязвимых групп «Курс на Успех»
Основная задача проекта состояла в том, чтобы оказать помощь подросткам уязвимых социальных групп ( воспитанники и несовершеннолетние выпускники детского дома, приемные дети, подростки из семей в ТЖС, состоящие на учете в КДНиЗП г. Рязани) в социальной адаптации через профессиональное самоопределение. Три четверти опрошенных довольны своим участием в проекте, более 20 процентов также положительно оценивают свое участие с долей сомнения, единицы оценивают с сомнением в отрицательную сторону. Больше половины опрошенных отмечают возросшую уверенность в выборе профессии, почти треть опрошенных также положительно оценивают эту тенденцию. Отрицательные оценки представлены в единичных случаях. Треть респондентов отмечают, что есть темы, которые требуют с их точки зрения освещения, больше половины опрошенных также склоняются к этому мнению. Тем не менее, следует обратить внимание на то, что большая часть респондентов считает, что в рамках проекта были освещены не все темы, которые они считают важными для себя. По результатам опроса следует отметить, что прослеживается положительное отношение к рабочим специальностям в целом, а также к возможности достойно зарабатывать на подобных специальностях, также большая часть опрошенных считает, что это возможно в случае работы на территории Рязанской области, при этом большая часть изъявило желание трудоустроиться в крупном городе или столице. Подобное противоречие может свидетельствовать о пока слабых представлениях о своей дальнейшей жизни, а также недостаточно информированности об особенностях рынка труда в крупных городах. Работа психолога в рамках проекта подразумевала проведение диагностики личностных качеств, предпочтений и интересов, результатом которых стал индивидуальный профессиональный профиль.
Участники проекта отметили дефицит информации и компетенций в области личного самопознания, универсальных навыков (soft skills), позволяющих быть успешным профессионалом в современном мире: умение делать выбор и принимать решения в условиях неопределенности и быстрой смены задач, умение работать в команде, эмоциональный интеллект и пр.
Это свидетельствует о том, что программу необходимо наполнить занятиями компенсирующими эти запросы. В предыдущих проектах корпоративного наставничества участники не отмечали таких потребностей, возможно в этом есть влияние ограничительных мер по нераспространению короновирусной инфекции, так же активному применению дистанционных технологий.
Участники проекта познакомились с различными профессиями и даже прошли краткосрочные и долгосрочные стажировки, в ходе которых ребята смогли “примерить” на себя “взрослую профессиональную жизнь”. Среди партнеров, которые приняли ребят на стажировки были как известные и достаточно крупные компании ( Рязанский филиал университета Синергия, ресторан КФС, Сеть магазинов автозапчастей и автосалон Автодок), так и небольшие семейные компании ( Шоурум авторской одежды CHE , обувная мастерская Фантазия. Мониторинг удовлетворенности наставников работой с подопечными в рамках проекта показал, что 85 % наставников оценивают ее высоко, в остальных случаях взаимодействие было коротким и впечатления не сложились, одна стажировка была оценена наставником Неудовлетворительно (ресторан КФС) , она проходила в формате временного трудоустройства, требовала высокого уровня ответственности и работоспособности, подросток был заинтересован в материальной стороне трудоустройства, но не рассчитал своих физических возможностей, анализ этой ситуации с подростком показал как важно знать и понимать свои возможности, потому что это касается любой сферы деятельности.
Участники высоко оценивают свое участие в стажировках. Они отмечают, что хотели бы еще участвовать в подобных мероприятиях и полученной информации им не всегда было достаточно, и она не всегда была доступной. Это говорит о том, что работа в данном направлении должна продолжаться и расширяться, так как востребована среди своей целевой аудитории. Для повышения уровня доступности информации в ходе стажировок, возможно уместно вести более основательную подготовку специалистов к работе с воспитанниками.
Основные сложности, с которыми столкнулись наставники в процессе работы с ребятами: 1. Сложности в коммуникации с другими сотрудниками 2. Слабая дисциплинированность. 3. Быстрая потеря интереса к работе
Положительные моменты, отмеченные наставниками в работе подопечных: быстрая обучаемость и динамичный процесс вхождения в работу. Высокий интерес к новым задачам . Положительная динамика в соблюдении трудового распорядка.
Результаты проделанной работы с подопечными и наставниками подтверждает необходимость продолжать ее реализацию с корректировками в сторону расширения цикла мероприятий направленных на познание своих сильных и слабых сторон, освоения универсальных навыков , умений делать анализ и выбор профессиональных предпочтений с учетом своих возможностей , интересов и рынка труда.
Разработан механизм прохождения стажировок, расширена база работодателей, готовых взять на стажировку воспитанников детских домов, в процессе разработки программа тренинговых занятий по развитию навыков 21 века, с учетом особенностей подростков из уязвимых социальны групп.